Уважаемые родители!

     С 03 по 06 марта 2018 года в МБОУ «СОШ № 36» будет проводиться социально-психологическое тестирование обучающихся в возрасте от 15 лет, направленном на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

     Тестирование проводится во исполнение приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 13 августа 2014 г. № 33576, вступил в силу 31 августа 2014 г.) и приказа Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 19.01.2018 года № 90 «О проведении в 2017-2018 учебном году социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования».

     Более подробная информация о целях тестирования, процедуре, о его длительности, о возможных результатах тестирования содержится далее.

 

 

 

 

Информация для обучающихся общеобразовательных организаций, достигших на 01.03.2018 года возраста 15 лет  и их родителей (законных представителей)

 В спектре проблем, стоящих перед российским обществом, одно из центральных мест занимает наркомания. Масштаб незаконного оборота и потребления наркотиков на территории Российской Федерации представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства.

Одним из необходимых условий сокращения масштабов незаконного потребления наркотиков является организация и проведение профилактической работы среди детей, подростков и молодежи. 7 июня 2013 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее – Закон), вступивший в силу 5 декабря 2013 года и направленный на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа: социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательной организации (далее – тестирование); профилактические медицинские осмотры обучающихся в специализированной медицинской организации.

Тестирование проходит непосредственно в той образовательной организации, в которой вы обучаетесь, под руководством штатных квалифицированных специалистов и в соответствии с Порядком проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 16.06.2014 № 658 и приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 19.01.2018 г. № 90. При проведении тестирования в качестве наблюдателя допускается присутствие представителя родительской общественности данной образовательной организации.

Важно отметить, что мероприятия, реализуемые в рамках тестирования, носят выраженный профилактический характер и не ставят целью наказание за употребление наркотиков. Задача обследования – оказание своевременной адресной помощи обучающимся и корректировка профилактической работы в образовательных организациях. В случае приверженности здоровому образу жизни результат тестирования лишь подчеркнет Вашу гражданскую позицию, позволив стать примером для сверстников.

Целью тестирования является выявление особенностей личностных качеств обучающихся для изучения и оценки проблематики отклоняющегося поведения в конкретной образовательной организации.

Тестирование проводится анкетно-опросным методом с использованием утверждённой методики. Ориентировочная длительность заполнения анкеты составляет до 30-40 минут.

 В соответствии с Законом тестирование проводится при наличии информированного согласия обучающегося, достигшего на момент тестирования 15 лет в письменной форме (далее – согласие). Согласие фиксирует вашу готовность участвовать в тестировании, а также подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах.

В соответствии с Законом тестирование является анонимным и конфиденциальным: ваши персональные данные в анкету не заносятся, а результаты тестирования разглашению не подлежат.

Кем создан методический комплекс для проведения тестирования для выделения вероятностных предикторов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических средств?

Комплекс, подготовлен научным коллективом Психологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Что конкретно измеряет данный методический комплекс?

Сам комплекс методик состоит из 2 блоков, которые выявляют:

1) некоторые личностные характеристики, связанные с потенциальным рискованным поведением;

2) особенности стратегий при решении жизненных проблем;

3) особенности отношений с родителями или другими близкими людьми.

Первый блок тестов позволяет получить ответы на следующие вопросы:

- Насколько школьник склонен к антисоциальному поведению?

- Насколько он сам способен управлять своим поведением?

- Насколько он может контролировать свои эмоции?

- Склонен ли школьник к каким-либо зависимостям?

- Склонен ли школьник к рискованному поведению?

- Насколько он любит новые ощущения, и готов ли он их активно искать?

- Как школьник справляется с трудными жизненными ситуациями?

- Насколько школьник стремится решать возникающие проблемы?

- Пытается ли он делать это самостоятельно или ищет поддержки у окружения?

- Решает ли он проблемы и стремится к их избеганию?

Второй блок характеризует отношения с "мамой или другим близким человеком" (если ребенок не живет с матерью или матери нет) с точки зрения того, насколько, по мнению школьника, близкий человек способен:

- принимать его таким, какой он есть;

- сопереживать и сочувствовать ему;

- быть склонным к сотрудничеству или, напротив, к конфронтации.

Можно ли обмануть данную методику?

Из двух методик, включенных в комплекс, наибольшим искажениям может быть подвержен второй блок, посвященный благополучным отношениям с близким человеком. В общем случае, на вопрос об обмане методики отвечают шкала случайных ответов и шкала социальной желательности:

- в случае, если на две пары повторяющихся вопросов, школьник дает расхождение в ответах на 2 балла и более, данный протокол должен быть исключен из обработки данных как недостоверный. Возможные причины:

школьник отвечал в случайном порядке или не понял вопросов (возможно, задержка психического развития, интеллектуальное снижение, дислексия).

- в случае показателя по шкале социальной желательности 3,30 и более баллов протокол должен расцениваться как недостоверный из-за намеренного желания школьника создать максимально благоприятное впечатление о себе (обмануть эксперта).

Не нарушает ли методика законы этики в психологическом исследовании?

Законы этики психологического исследования, принятые, как РПО (Российским психологическим обществом), так и АРА (American Psychological Association) предписывают соблюдать следующие базовые принципы: непричинения вреда, отсутствия дефицита информированного согласия, отсутствия вмешательства в частную жизнь, отсутствия обмана.

По всем данным пунктам данное тестирование может быть признано этичным:

1) во-первых, оно не приносит пагубные вредоносные последствия для его участников, потому что тестирование само по себе в чрезвычайно редких случаях "грешит" такими последствиями;

2) во-вторых, школьников и их родителей информируют об участии в исследовании;

3) в-третьих, исследование проводится 100% анонимно, далее в случае принятия решения о включении респондента в так называемую "группу риска" происходят дальнейшие проверки, уже медицинского характера, учитывающие все этические требования (например, от них просто можно отказаться);

4) в-четвертых, исследователи не обманывают респондентов, т.к. цели данного опроса не скрываются от аудитории: в данном случае речь идет лишь о выявлении возможного риска, и не более чем.

Как проводится тестирование?

Тестирование может проходить в обычных школьных кабинетах без привлечения какой-либо особой техники. В кабинетах для каждого тестируемого должно быть предусмотрено отдельное рабочее место. О цели тестирования, условиях его анонимности и расписании тестируемые должны быть оповещены не позднее, чем за один день. Рекомендуется проведение тестирования в группах по 10-15 человек.

Старший по кабинету должен:

- получить бланки теста;

- обеспечить вхождение в кабинет и рассадку участвующих в тестировании школьников по отдельным рабочим местам;

- убедиться в отсутствии посторонних в кабинете;

- провести устный инструктаж;

- раздать бланки теста;

- зачитать инструкцию по работе с тестами, прилагаемую к тесту, и убедиться в том, что все тестируемые её поняли;

- дать команду начать работу;

- во время тестирования следить за выполнением тестируемыми установленных в аудитории правил поведения, предупреждать или удалять их за нарушение порядка;

- отвечать на вопросы, возникающие у тестируемых, не привлекая внимания других участников;

- после окончания тестирования собрать заполненные бланки теста одновременно у всех тестируемых и передать их председателю Комиссии на хранение.

Сколько длится тестирование?

По времени само тестирование должно уложиться в академический час, причем, как правило, большинство опрашиваемых школьников справляются с заданиями теста значительно быстрее.

Как выглядит сама методика?

Методика представлена в 2 вариантах: для учеников старших и средних классов. Как было сказано ранее, в комплекс для среднеклассников не вошел ряд более "взрослых" вопросов по этическим соображениям.