Константин Васильевич Иванов: творец "Нарспи" и душа чувашской литературы
В рамках проекта "5D-десант добрых дел" мы хотим напомнить всем о людях, которые внесли неоценимый вклад в развитие нашего города.Константин Иванов родился 15 (27) мая 1890 г. в селе Слакбаш Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне — Белебеевский район республики Башкортостан).
Его родители — Василий Николаевич (1870−1919 гг.) и Евдокия Васильевна (1866−1946 гг.) — считались довольно зажиточными крестьянами.Семья Ивановых принадлежала к известному чувашскому роду Пртта (чуваш. Пăртта). Его самые первые представители — крестьяне приволжского края, которым удалось сбежать от царского притеснения из Чебоксарского уезда в далекие приуральские степи.
Константину Иванову принадлежит авторство поэмы "Нарспи", одной из главных вех чувашской литературы. Эта история любви, трагедии и самопожертвования стала символом духовной силы и красоты чувашского народа.
Поэма «Нарспи» считается вершиной творчества Константина Иванова. Это глубокое произведение о трагической любви бедняка Сетнера к девушке Нарспи, дочери богатых родителей. В поэме наглядно прослеживается неприязнь автора к социальной несправедливости, его мечта о свободе для чувашского народа.
Трагедию любви Нарспи и Сетнера сравнивают с шекспировской драмой «Ромео и Джульетта». Также произведение называют «энциклопедией жизни чуваш», как в свое время роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» именовали «энциклопедией русской жизни».
Гуманизм — вот, к чему обращается душа поэта. Символом личной веры К. Иванова стали слова из поэмы «Нарспи»:
Нет сильнее человека
Во Вселенной никого:
Он на суше и на водах
Стал хозяином всего.
Константин Васильевич Иванов – не просто писатель, он – летописец души чувашского народа. Его произведения переводятся на многие языки мира, делая чувашскую культуру доступной для всех.Справочно: проект «5D – десант добрых дел» добровольческого (волонтерского) отряда «Десант добрых дел» стал победителем Всероссийского конкурса «Добро не уходит на каникулы» в номинации «Проекты, направленные на создание эффективной системы развития добровольчества (волонтерства) и развитие школьных воспитательных пространств»